Все нижеперечисленное является исключительно моим мнением, построенным на определенном количестве игр и наблюдений за игроками. Да, и меня это тоже касается. я не охуенный игрок, и у меня есть косяки. Нецензурная лексика, очепятки и разбор особо прекрасных случаев (без имен) прилагаются. Фиялкам обоего полу не читать, все равно не поможет.
примечание: все я не охвачу, ибо нельзя объять необъятное. Но по максимуму постараюсь.
примечание-примечание: при написании текста ни один Манрик и ни один Феанор не пострадали. Архетипы такие архетипы.
Прописные истины. раздел первый (и не единственный)Подготовка к игре. 1.1. Все (прописью) ВСЕ роли, начиная от слуги-пристежки и кончая главным злом полигона - специфичны. к каждой надо готовиться.
Что подразумевается под словом "готовиться" в идеальном случае?
a) ознакомление с каноном (причем понимание логики и различного типа глубинных течений канона, а не просто "смотрю в книгу-вижу фигу"), если нужна квента - написание ее.
b) простройка характера персонажа, и обсуждение с мастером, дополнение квенты
c) прокуривание соотвествующей матчасти, возможно не относящейся к канону (к примеру, если играешь военного, почитать уставы, а если придворного кавалера - правила этикета)
d) разработка поведения персонажа (стиль одежды, разговор, интонации, походка, жесты)
e) подготовка прикида и внешнего вида (прикид на игру не ограничивается платьем или рубашкой со штанами. Это аксессуары, украшения, обувь, прическа, оружие)
f) обсуждение с мастером квестов, абилок и артефактов персонажа
g) отработка персонажных навыков (если персонаж фехтует и на полигоне есть допуск к фехтованию - стоит потренироваться заранее, если хорошо стреляет - потренироваться стрелять, и др...)
h) ознакомление с правилами и задавание мастеру вопросов по ним
k) составление и ознакомление мастеров со списком аллергий, недопустимых по отношению к игроку действий, физических и психических противопоказаний
n) оплата взноса (к подготовке напрямую не относится, но сохраняет большое количество нервов мастерам и дает плюсики в карму игроку)
В общем-то понятно, что все это необходимо проделать до игры...
1.2 Что мы имеем по факту:
читать дальше
a) ознакомление с каноном
- читать дальше- канон, который нужно читать, в большинстве случаев просто не принимается во внимание, современный народ не очень любит читать книги без картинок. в некоторых случаях бы спасали экранизации, но они порой сильно отличаются от того, что написано в книге.
с авторскими мирами порой происходит вообще полный ахтунг, ибо вопросы, как работает мир, автору задают не всегда, а мастер-автор не может отследить все линии, необходимые персонажу и игроку для понимания мира. мастера - тоже живые люди, как ни странно.
либо второй, еще более ахтунговый вариант. игрок, не провентилировав с мастером системы мироустройства, создает себе свою систему (которая может противоречить логике исходника) и играет по ней. можно было бы списать, на то что персонаж неадекватен, но практика показывает, что такие персонажи сильно ломают другим игру. об это тоже можно играть, но об этом позже.
b) простройка характера персонажа, и обсуждение с мастером
- читать дальшепо факту имеем достаточно часто либо шаблонных персонажей либо слив заявленного характера. Подробнее в дальнейших пунктах d и g
c) прокуривание соотвествующей матчасти, возможно не относящейся к канону
- читать дальшев большинстве случаев, также имеем вопрос "А зачем, я все знаю". после чего появляются солдаты, хамящие офицерам, кавалеры, наступающие дамам на платья, и прочая-прочая-прочая, имя им легион...
d) разработка поведения персонажа
- читать дальше персонаж - живой человек (ельф, зомби, разумный таракан). соответственно, у него есть свой, уникальный стиль поведения. он может вести себя по разному на работе, со своей любимой девушкой и на пьянке с друзьями, но при этом будет понятно что это один и тот же человек в разных условиях. В принципе это можно отыграть жестами, часто употребляемыми словечками, мимикой, пластикой.
либо бывает другой вариант, в разных условиях персонаж ведет себя кардинально по разному - но тогда должен быть обоснуй, а игроки. видящие это - реагировать персонажно.
тот же не к ночи будь помянутый Феанор может быть хамлом и хуйлом вовне, но с т.з. канона свою семью он любит, и за них всех на котиков порвет. Как минимум попытается. логично, в общем-то что с семьей он будет нежен, вежлив и стараться им сделать комфортно.
достаточно часто на играх возникают критические ситуации, которые требуют решения. решение должно идти не от логики игрока, а от логики персонажа.
Как бы ты ни был смел по жизни, если ты играешь даму, которая боится мышей (пусть у тебя дома их целый выводок в клетке) - ты вскакиваешь на диван и пищишь, пока не явится прынц, который оную мышь прогонит и тебя с дивана снимет. Обратное тоже верно.
если персонажа заставляют нажать "красную кнопку" и выпустить ракеты в его страну, угрожая смертью - персонаж может нажать, но тогда его близкие погибнут, может послать нахрен угрожальщиков и погибнуть сам, может тянуть время до подхода своих сил - вариантов на самом деле множество...
но элементарная логика - такая логика... если он любит свою жену и детей, котрые там находятся, либо если он гуманист - то он не будет нажимать кнопку, это противно мировоззрению, он предпочтет пожертвовать собой или подождать помощи.
если он верующий - зависит от его религии, но в большинстве современных - убивать дохрена людей - не по феншую.И из этого всего и еще чего-то (что продумывает игрок) зависит итоговое принятие решения.
конечно это легче в авторских мирах - по большей части ты сам прописываешь персонажа.
если это какой-то общеизвестный канон - дело немного другое. тут таки стоит выбирать что-то соответсвующее каким-то твоим жизненным параметрам.
например тихая подкустовая няша не сыграет Феанора. или это будет попискивающий из-под куста Феанор... ну в общем все всё поняли.
то есть одной нравящести игроку персонажа может не хватить для хорошего отыгрыша. нужно еще что-то изнутри, аналогичное персонажу, а остальное можно достроить от мозгов.
Также нужно быть малость покритичнее к себе, и повежливее к мастеру, и когда у него уже есть человек на определенную роль - не надо мастеру доказывать что тот не сыграет, потому что он тебе не нравится, а нужно взять тебя, хоть ты и не обладаешь рядом факторов, необходимых для правильного отыгрыша оного персонажа. мастер пошлет тебя накуй, и будет прав. Тем более доказывать что-то мастеру на эмоциях вообще тухляк. Смирись, а если хочешь сыграть этого персонажа и всрался он тебе по самое немогу - делай свою игру с блекджеком и шлюхами, в чем проблема... но не еби окружающим мозг.Тем боле мастеру. Мастер, сука, злой. По факту.
Да, и также, к персонажному поведению относится отыгрыш менталитета данной страны, мира, расы, религии, профессии. Что достаточно часто, к сожалению, просасывается. и имеем мы прекрасных леди, ведущих себя как портовые девки, и эльфов, матерящихся так, что любой орк сгорит от стыда, или военных, которые вертятся как флюгер и предают всех и вся...
либо, что имхо, еще более прискорбно - девочек Маш и мальчиков Петь в дурацком, а не персонажей. С их, (Маш и Петь) мировоззрением, логикой. и действиями. но это вообще тоска. Мне такое встречалось к счастью мало, но хватило по уши. И да, когда мальчика/девочку Сашу убивают, точнее убивают их персонажа, котрый демотивирует всех окружающих и порет дикую неигровуху - следует срач, в адрес мастера, игроков, мира и вообще на радиус. Простите, но уебать обычно хочется уже не поигрово...
иногда, человек не может сыграть роль, потому что она ему глубоко чужда по сути своей.
таки мы играем ан масс, то что в нас есть, в малой ли, в большой степени, но есть.
e) подготовка прикида и внешнего вида
- читать дальше - сочетание зеленого с розовым хорошо только у Манриков. Проблема в том, что встречается оно гораздо чаще, хотя порой в переносном смысле. В общем Манриков, причем не в хорошем смысле слова, в ролевой тусовке много....и ето печально.
Конечно, в большинстве случаев никто не требует выдержанного до последнего шовчика костюма, сшитого исключительно из натуральных тканей и исключительно руками молодых красивых девственниц при свете восковых свечей, и драгоценностей из настоящих металлов с настоящими камнями, здесь, в конце концов, не реконы собрались, но...
надевать джинсы на фентезевую игру - абсурдно, на военку кстати тоже. особенно модные драные на коленках.
кросспол, конечно кросспол, и не всем повезло с фигурой, но обтягивающие брюки и обтягивающая рубашка на "мужике-военном" демотивируют. учитывая возможности сейчас найти порой все что угодно на рынках, в магазинах, да хоть в секонд-хендах - при желании можно собрать костюм и при этом выглядеть не девочкой, котрая странно оделась, а персонажем или чем-то плюс-минус на него похожим.
есть конечно люди, котрые в первом попавшемся рубище сыграют так, что окружающие поверят, но таким игрокам не нужно то, что я сейчас пишу. они и так уникальны. и к сожалению редки.
В абстрактной фентезевой сказке можно одеваться достаточно свободно, но понятно, что эльфийское платье не подойдет для знатной дамы 17 века. опять же надо учитывать условия проведения игры, и понимать, что например, на полигоне ваше роскошное платье может порваться, зацепиться за ветку, на него может попасть искра от костра и тд.
если вы играете джедая или монаха, то не надо увешиваться драгоценностями, как новогодняя елка, они не носили цацек.
кстати, о цацках - сейчас в ларьках в метро можно купить практически что угодно, на любой вкус, на любого персонажа, но не надо злоупотреблять этим. и не надо надевать "золотые серьги с изумрудами", "серебряное колье с рубинами" и "медные перстни с сапфирами" - это некрасиво и негармонично. вы выглядите не светской дамой, а либо теткой с рынка, либо нищенкой, которая внезапно разбогатела, а вкус и правила этикета не знает. Если посмотреть средневековую геральдику, даже в гербах допускается один металлик (ну в большинстве случаев).
и да, если серьги не обусловлены персонажем - может их стоит снимать? Логично, что пожизневый крестик никто снимать не будет, да и не надо, но спрятать его под одежду?
кстати о геральдике - гербовые цвета рода, которые принимаются во внимание во многих произведениях. Они обязательны для ношения в официальных случаях - прием, бал, турнир. но при этом пить пиво в кабаке с друзьями, работать или тренироваться можно в принципе в серо-буро-козявчатом, и необязательно туда переться в полном официальном прикиде. Вот представьте себе Феанора в кузнице с длинными хвостами на рукавах (как часто изображают эльфийскую одежду) - они же за все зацепятся, обгорят, испачкаются, порвутся... или Финрода, бегающего по лесу в белом - его любой орк за три километра увидит, до того, пока это белое одеяние не усрется, потому что в лесу сучки, трава и периодически грязь...
но при этом на официальных мероприятиях гербовые цвета очень желательны, учитывая, что раньше людей по ним опознавали - и знали наизусть все цвета и гербы дворянства своей страны, а иногда и соседних. ты можешь не знать как зовут вот этого человека, но что он принадлежит к определенному роду, с которым у твоего война - ты можешь осознать.
и еще одна головная боль, на многих играх. - длина волос. да, более короткие волосы можно удлинить париком, шиньоном, накладными прядями и др, но почему -то очень часто встречаются персонажи с короткими волосами, а игрок при этом с длинными. Понятно, что ради игры не будешь отрезать волосы, которые ты растишь несколько лет, но хотя бы спрятать хвост под одежду можно?
про перчатки и прочее тоже можно говорить долго и со вкусом, но может стоит прочитать хотя бы элементарные правила этикета когда их надо носить дамам, а когда кавалерам.
f) обсуждение с мастером квестов, абилок и артефактов персонажа
- читать дальшеЗаранее, а не так что приехал на игру, отыграл полигры, а потом заявил мастеру что "меня не могут убить, потому что у меня есть защитный артефакт, но я про него не сказал, но это не мои проблемы." нет, дорогой игрок, тебя убили, и артефакта у тебя не было, ибо он в поле игры не заявлен, и проблемы это твои. туда же абилки.
Понятно, что если персонаж пропатчился и проапдейтился в процессе игры, персонажу дадут плюшки. но даст не сам игрок, а мастер.
g) отработка персонажных навыков
- читать дальше активизация персонажных навыков создает информациооное поле игры, создает мир, в котором живут ваши персонажи.
Придворные дамы часто занимались каким-то рукоделием, и почему бы не взять к примеру, вышивку, (встречалось на играх один раз, произвело неизгладимо-приятное впечатление), да возможно за все время игры вы сделаете два стежка, потому что вам будет некогда, но эти мелочи создают тот самый мир сказки.
Если ваш персонаж умеет что-то делать на уровне таланта - стоит хотя бы пару-тройку раз перед игрой либо почитать информацию о данном таланте, либо попробовать поделать что-то аналогичное. Возьмем к примеру, несчастного Феанора - он умеет ковать куйню, также занимается созданием языков, также разбирается в камнях. Это яркие проявления его талантов. значит берем в руки какие-то инструменты и пытаемся что-то сделать. Либо думаем над письменностью...
да, и очередной бухтеж по поводу военных: военный, наемник, страж порядка (человек который зарабатывает себе на жизнь применением оружия к окружающим тушкам) по умолчанию умеет пользоваться оным оружием, соответствующим его эпохе. Умеет его прятать (если надо, больше относится к огнестрелу, меч не спрячешь), носить с собой и не продалбывать где попало. Использовать опять же с умом и умеючи.
h) ознакомление с правилами и задавание мастеру вопросов до игры.
- читать дальше- чтобы на игре не было прососов на тему "А я не понял, как делается ритуал, потому положил всех на радиус" или "а я не знал что по голове бить нельзя" иликакой-нибудь еще подобный детский лепет. Есть правила. Их пишут для вашего комфорта и безопасности и для интересной и логичной игры, так может стоит им следовать?
k) составление и ознакомление мастеров со списком аллергий, недопустимых по отношению к игроку действий, физических и психических противопоказаний
- читать дальшеда, это делается исключительно в интересах игроков. Чтобы им, а не мастеру не налили сок, от которого игрок покроется пятнами, аки гад морской, или не подсунули кошку, от которой тот будет чихать, или не дай Великая Сила, что похуже....
n) оплата взноса
- читать дальше в общем то логично это делать до игры, (причем не в последний день), особенно касается коттеджных игр, потому что с оплаченным взносом мастер не будет бегать по потолку с истерикой "Где взять денег на аренду, жрачку, антураж или еще что-то" а займется прописыванием квестов для игроков, подготовкой антуража и вообще, деланием игры более интересной.
Вот тысячу раз ППКС! Ко всему!!!!
Но главный вопрос остаётся - как всё это вложить, блин, игрокам в голову?!!!!
Кстати вот ещё надумались дополнения.
1. Знакомство с другими игроками и их ролями.
Необходимо! Ибо задолбало уже, что заявленные по игре "друзья детства", "неразлучимые любовники", "соратники на протежении 100500 лет" и прочее друг друга на полигоне в принципе не узнают в лицо.
Задолбали пожизневые вопросы - "Ой а кого играет вот та девочка в чёрном плаще?"
Утрудись ты, краба твоего за хвост, донести свою драгоценную пятую точку до предыгровых собраний, посмотреть в лицо соигроку, это лицо запомнить и сопоставить с сеткой ролей!
Сюда же - в принципе знание ключевых персонажей канона. Я как-то с трудом представляю себе жителя РФ, который не в курсе, что президентом является В.В. Путин. Зато на играх периодически наблюдаются придворные, которые не в курсе, кто у них король.
Нонсенс.
2. Продумывание себе сюжетных завязок.
Вот тут кстати зависит от. Например лично я совершенно уверен в своих силах и никогда не продумываю себе завязки и квесты заранее. Ровно потому, что я в состоянии придумать их сходу за минуту на коленке.
НО!!! Вот абсолютно всем товарищам, кто хоть раз в жизни произносил ту самую фразу про "игровой провис" - хоть про себя, хоть вслух, хоть намёком!!! Готовьте завязки себе заранее! Много! Пусть лучше половину вы не отыграете!
Ибо подвисающие с сигареткой товарищи с невинным видом "ой что-то мне стало не во что играть" задолбали неиллюзорно.
Как и претензии мастеру о провисах. Провис - вина ТОЛЬКО игрока.
3. Добавка к антуражности: ИНВЕНТАРЬ.
Если у персонажа есть меч - то он должен быть у игрока.
Если персонаж зельевар, то надо запастись баночками-скляночками-ингредиентами.
И так далее.
А то есть две равнобесячьих крайности.
Крайность первая: игрок ничего не завёз, и начинается отыгрыш "на пальцах": "ой а давай я вот сейчас тут типа тебя мазькой помазал и ты выздоровел".
Крайность вторая: нет зелий - нет зельеварения. Нет меча - нет драк. Нет лекарств - нет лечения. В итоге благодаря таким умникам лихо провисает целый пласт игры.
Вопрос №1. Нахрена заявляться на роль персонажа с профессией, чтобы заведомо оную профессию в ноль слить?
Вопрос №2. Мастерам видимо заняться нечем, прописывать лишние правила и пласты, которые игрокам нафиг не упёрлись?
Бегать де-факто за 5 минут до старта по полигону и орать "А нет ли у кого пузырька для отыгрыша яда" - тоже как-то не слишком умно и малоэффективно.
4. Продумывание бытовухи.
Всякой фигни формата хобби персонажа, сложных семейных взаимоотношений его родственников, общих тайн с другими персонажами, любимых приколов среди друзей, романтических воспоминаний между возлюбленными и прочее.
Зачем? А чтобы на игре за той самой сигареткой не уходить в глухой оффтоп, а продолжать взаимодействовать по роли. Ибо персонаж он не только в сюжете живёт. Он ещё просто живёт. И ему, как любому нормальному человеку, есть что сказать за чашечкой кофе.
А ещё это офигенно помогает не выроливаться.
Да, считаю это чрезвычайно важным пунктом. Жизнь персонажа не только из балов, приемов, советов и войн состоит - как и обычная жизнь
Например:
- Есть у меня друг, надумал он поступать в Сорбонну, так его не взяли, а взяли какого-то пришлого, из богатой семьи, говорят, он сотню золотых профессорам заплатил.
- Да, совсем испортилась Сорбонна, вот раньше...
- Врет твой друг, наверняка туп как дуб, я сам в Сорбонне учился!
(понятно, что имеется в виду чья-то история неудачного поступления в МГУ, переделанная на средневековый лад)
Или:
- А помните, пять лет назад целый квартал в городе сгорел, ну, за рынком? Говорили, сарацины какие-то подпалили. Так знаете, что старая Грейс говорит, а ей племянница Мэри рассказала, а уж ей кто - не ведаю... в общем, не сарацины то были, а люди из охраны Лорда - может, мстили кому-то? Только тсссс, иначе не сносить нам головы!
(взрывы домов на Гурьянова).
И т.д. Тема - бесконечна
1) игрок, не знакомый или условно знакомый с каноном, начитывается на необходимые ему особенности мира, хвосты парадигмы, характер и проч.
Плюсы ситуации для мастера: если игрок хороший, то мастер получает то, что прописал: никакого конфликта трактовок (а вы кодекс не так понимаете, а у вас метафизика темной/светлой стороны не та et cetera).
Плюсы ситуации для игрока: это не его любимый мир, и ему не сделают больно в мозг мастерские трактовки (потому что мастера незнамо чем читали кодекс, извратили концепцию темной/светлой стороны et cetera).
2) игрок, который мир знает, а в идеале еще и любит, сыграет иначе. Он вложит себя с большей отдачей. Да и для игрока это совершенно иной коленкор. Однако, тут надо очень и очень четко смотреть, где и какие на схождения в восприятии канона. Как показывает практика, разговоры помогают редко (сначала с тобой соглашаются и вторят, а потом оказывается, что не то, не тем и не туда). Хорошо бы - по возможности - устраивать живые сыгровки, на которых ставит персонажа в очень спорные ситуации. И наблюдать-наблюдать. Если там срыв с философии, а потом белое пальто, и так из раза в раз, то проще не тратить нервы ни себе, ни людям.
Касательно мелочей. Имхо, дьявол вообще в деталях. Самый сок: найти любимое ругательство, любимую позу, понять, в результате чего сформировалась те или иные привычки. Это делает игру и самому игроку, и окружающим его.
Инфополе слухов тоже работает очень здорово.
Минусы правда тоже есть в том, что игрок знаком с каноном поверхностно. Во-первых трата времени мастером - если игрок познакомился с каноном сам, то это сильно упрощает всем жизнь. Во-вторых, невозможность всё же словестно охватить всё известное по миру. В результате остается риск что на игре вылезет нюанс, где игрока вообще нафиг понесёт в "зелёных человечков в Кэртиане".
Плюс часть игроков за каким-то хреном решает, что им даже начитка по миру не нужна) Загадошные люди. Обычно сливают роль.
Но иногда да, иногда начитки даже хватает.
Второе - очень интерсная и сложная тема. Вот именно - как отлавливать всех этих тараканов на этапе подготовки? Честно - у меня оно получается скорее случайно и не всегда.
А с вылавливанием - тут 50%: или выловишь или нет. На каждый случай соломки не подстелишь(( так что приходится стараться помнить о том, что люди - такие
козлылюди, и не всегда оправдываются ожидания. И более того, оправдывать их не обязаны.В целом, по отлавливанию: определить, что особенно для тебя критично и пооттаптывать именно эти хвосты мини-сыгровками.
1. знакомство - необходимо, кто же спорит... но вот как скоординировать 10-20 тушек в одной точке прстранства и времени - тайна сия велика есть. потому что порой даже спам о встрече в контактиках, дайриках и прочем интернете не помогает. а вызванивать каждго - это денег не напасешься. ну и сыгровки также.
хотя бывает еще более раздражающе, когда все машут лапками и обещают приехать, а по факту имеем "ты да я, да мы с тобой"
и да, раньше в день игры, но до основной игры, тоже стабильно никто не может приехать.
се бля ви как говорится....
2. ну я бы поспорил, что провис - это только вина игрока, мастера тоже бывают не фонтан и профачивают некоторые вещи(вспоминая мой КОТОР -
Вообще, простроить квесты себе может далеко не всякий игрок. тем более, смотря что называть квестом. Но практика показывает, что люди, знающие канон (хотя бы краем уха) могут теоретически придумать что их персонаж делает в данный исторический момент. Но для этого должна быть какая-то база информполя мира. тот же слух о том, что кого-то там заказали убить и др...
на фоне незнания мира возникает достаточно много разной степени романтичности линий. Мне чесслово непонятно, это легко играть или что?
3. +++++. подписываюсь всеми лапами, это я продолбал в разборе)
4. а вот с етим пунктом мы имеем полный трешак. во первых мало кто продумывает подобные вещи, а потом еще и это все помнит, напимер свою же, (порой самим написаннную квенту) Элементарно, друг персонажа спрашивает, как поживает его брат. Персонаж хлопает ресницами в полном афиге, "какой брат". Брат был прописан игроком (не мастером даже) и выложен в общую инфу.
о каком хобби может идти речь
Продумывание бытовухи.Всякой фигни формата хобби персонажа, сложных семейных взаимоотношений его родственников, общих тайн с другими персонажами, любимых приколов среди друзей, романтических воспоминаний между возлюбленными и прочее.Зачем? А чтобы на игре за той самой сигареткой не уходить в глухой оффтоп, а продолжать взаимодействовать по роли. Ибо персонаж он не только в сюжете живёт. Он ещё просто живёт. И ему, как любому нормальному человеку, есть что сказать за чашечкой кофе.А ещё это офигенно помогает не выроливаться.
так что с утверждением я согласен, но как игроков заставить?)))
против всех способов котрые мне известны, и котрые порой хочется к игрокам применить, протестует УК РФ
В результате остается риск что на игре вылезет нюанс, где игрока вообще нафиг понесёт в "зелёных человечков в Кэртиане".
вот не надо мне тут вот этого
Praeceptor, о да, я тоже "опытных" периодически не люблю. Помнится мы с тобой эту тему даже обсуждали и сильно плевались...
По остальному:
1. Ага, сложно. Но игроки привыкают. Если команда плюс-минус постоянная, то удаётся собрать хотя бы большую часть + старательных новых. Ну и конечно бакланы есть всегда, это неистребимо. В общем это вечная головная боль. Для того тут и пишем, вдруг кто одумается))
2. Хех))) А тут смари чего выходит - есть провис от мастеров, есть провис от игрока. У меня случались игры, где был полный провис со стороны мастеров - то есть де-факто на полигоне не происходило ничего, и если бы я не рыпался, я бы тоже плевал в потолок. Но я - если хотел играть, а я как правило хочу - в этом случае плююсь и включаю голову. В итоге делаю игру лично себе. Получается, что лично я - не провисал. Хотя провисла вся игра в целом) Вот о чем речь. Так что личный провис на совести игрока, плохой мастер хорошему игроку игры не испортит
Другое дело что мастерам в принципе тоже можно выкатить тонну претензий))) И я это даже как-то у себя в дайри делал, надо будет обновить пост.
4. Последнее время я стал гонять игроков по этому прицельно))) И если не мешает пункт 1, то оно работает.
-Реван-, во-во)) Это я просто один конкретный случай из прошлого припомнил, Praeceptor тоже наверняка помнит))) Правда там девАчка, которая это творила, вообще непонятно, была ролевиком или цивилкой, но суть от того не меняется.